Гиперактивные дети
Гиперактивность
наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной -
деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей
требуют умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени,
доводить начатое дело до конца, добиваться необходимого результата. Именно в
условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о
себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные
последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего
ребёнка и, обеспокоенные этим, идут за советами к психологу.
от Доктора Нонны
Гиперактивные дети
Психологи
выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами
гиперактивных детей:
- Беспокойные движения в кистях и
стопах. Сидя на стуле корчится, извивается.
- Не может спокойно сидеть на
месте, когда от него этого требуют.
- Легко отвлекается на
посторонние стимулы.
- С трудом дожидается своей
очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во
время экскурсий и праздников).
- На вопросы часто отвечает не
задумываясь, не выслушав их до конца.
- При выполнении предложенных
заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или
недостаточностью понимания).
- С трудом сохраняет внимание при
выполнении заданий или во время игр.
- Часто переходит от одного
незавершённого действия к другому.
- Не может играть тихо, спокойно.
- Болтливый.
- Часто мешает другим, пристаёт к
окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
- Часто складывается впечатление,
что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто теряет вещи, необходимые
в детском саду, школе, дома, на улице.
- Иногда совершает опасные
действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых
ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь
по сторонам).
Диагноз
считается правомерным, если наблюдаются, по меньшей мере, 8 из всех симптомов.
Имея
неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются
недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к
приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие
отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них
интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей
или настоящей учебной деятельности.
В
повседневном поведении им свойственны чрезмерная двигательная активность,
непредсказуемость, импульсивность, непоследовательность, отвлекаемость,
невнимательность. Всё это делает их нежелательными членами детского коллектива,
осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома - с братьями, сестрами,
родителями.
Указывая на
важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребёнка с близким взрослым, и
рассматривая атмосферу семьи как условие возникновения и закрепления
гиперактивности как способа поведения ребёнка, нельзя отрицать, что свой
негативный вклад в формирование гиперактивности могут привести также болезнь,
травма или их последствия.
В последнее
время некоторые учёные связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так
называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врождённого неравномерного
развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явления гиперактивности
последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных нервным
напряжением будущей матери в период беременности, патологиями беременности,
осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т. д.
В ходе
10-летнего исследования доказано, что размер головного мозга у гиперактивных
детей и подростков на 3-4 % меньше нормы.
Более того,
чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. По мнению специалистов, эти
данные указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого
вопитания, а имеет биологическую природу. (Источник - Study:
Hyperactive Children, Teens Have Smaller Brains / Associated Press).
Существуют
авторитетные доказательства того, что ведущей причиной роста гиперактивности
среди детей и подростков (от 4 до 12 % детей школьного возраста в США) в XX
веке является пищевая аллергия. (Источник - N.
Feingold. Why Your Child Is Hyperactive. New York, 1980 и др.).
Технологически
обработанные продукты меняют свои свойства и содержат многочисленные химические
добавки: консерванты, ароматизаторы, красители и т. п. Можно полагать, что
воздействие пищевых аллергенов вносит свой вклад в изменение размеров мозга, а
затем - и в поведение ребёнка.
Важно
указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс
витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин,
пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и
уменьшают проявления гиперактивности.
Однако в
наше время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не
всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности
нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных
условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как
способа реагирования детей на неблагоприятные условия.
Почему
ребёнок капризничает в возрасте от 1 года до 5-ти лет
- Ребёнок капризничает, потому
что он болен.
- Он выбрал такой способ общаться
с Вами, чтобы обратить на себя внимание.
- Капризничая, ребёнок хочет
добиться чего-то желаемого - подарка, разрешения гулять и т.п.
- Ребёнок выражает протест против
чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне
естественно, если Вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания.
- Нет никакой причины, которая
могла бы вызвать истерику - это просто выражение конфликта ребёнка с самим
собой. Таким же поводом могут быть семейные конфликты и ссоры.
Коррекция в
семье
Обогатить и
разнообразить опыт гиперактивного ребёнка, помочь ему овладеть элементарными
действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной
двигательной активности - значит изменить его взаимоотношения с близким
взрослым, и, прежде всего, с мамой. Этому будут способствовать любое действие,
ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное
обогащение.
Задачей
психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и,
прежде всего, матери к ребёнку, с тем, чтобы лучше его понять и снять лишнее
напряжение, формирующееся вокруг него.
Матери нужно
объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального
лечения (направленно-компенсаторного нейропсихического или медикаментозного,
замещающего дефект развития психологических функций за счёт других зон мозга),
но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к
нему.
При
воспитании гиперактивного ребёнка мать (и другие близкие) должны избегать двух
крайностей:
- с одной стороны, проявления
чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой - постановки
завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с
излишней пунктуальностью и санкциями (наказаниями).
Частое
изменение указаний и колебания настроения родителей ранят таких детей гораздо
больше, чем других.
В беседах с
родителями важно подчёркивать, что сопутствующие нарушения в поведении
поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребёнка занимает обычно
длительное время и наступает не сразу.
Рекомендации
родителям
Первая
группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребёнку
взрослых.
- Старайтесь по возможности
сдерживать свой гнев, если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка.
Эмоционально поддерживайте ребёнка одобрением во всех попытках
конструктивного, позитивного поведения, какими незначительными бы они ни
были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять
ребёнка.
- Избегайте категорических слов и
выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать
напряжённую обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже
говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить
внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
- Следите за своей речью,
старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются
контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребёнка и не
унижайте его.
Вторая
группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
- Если есть возможность,
постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр,
уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно
избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем
окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный
ребёнок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не
отвлекало.
- Организация всей жизни должна
действовать на ребёнка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте
распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и
настойчивость.
- Определите для ребёнка круг
обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и
контролем, но не слишком жёстко. Чаше отмечайте и хвалите его усилия, даже
если результаты далеки от совершенства.
Третья
группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребёнка с близким
взрослым, на развитие способностей, как взрослого, так и ребёнка, почувствовать
друг друга, сблизиться эмоционально.
- Здесь совершенно незаменима
очень важная для детей игровая деятельность, поскольку она близка и
понятна ребёнку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся
в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои
действия и действия ребёнка, доставит обоим участникам огромное
удовольствие.
Советы
родителям
- Принимать ребёнка таким, каков
он есть. Пытаться заставить непоседу чинно себя вести - всё равно, что
пытаться научить воробья ходить. Двигательная активность - его
естественная потребность. И если малыша этого лишить, то замедлится его
развитие.
- Не старайтесь руководить
ребёнком с помощью крика и силы. В качестве протеста против принуждения
малыш может стать неуправляемым.
- Наблюдая за своим ребёнком, Вы
убедитесь, что он сеет вокруг хаос не из любви к разрушениям. Просто ему
интересно узнать, с каким звуком падает книжка, слетая с полки, испытать
свою силу, ломая пластмассовую машинку, почувствовать, как крошится яичная
скорлупа под его крепкими пальчиками. А убегать от вопящей, - Остановись
немедленно!!! - мамы? Это же увлекательная игра!
- Для того чтобы от своего крохи
чего-то добиться, запаситесь спокойствием и терпением. «Мы идём спать, потому
что на дворе темно, ночь, все дети, кошечки, собачки пошли спать. И ты
должен идти спать». Повторите эту фразу десять раз на разный лад, покажите
малышу тёмную улицу за окном, «заснувшую» лампу, телевизор, морскую
свинку. И он поймёт, что есть такое правило: когда темно и все спят, ему
тоже надо ложиться в постель.
- Помните: гиперактивные дети
легко возбудимы. Поэтому истеричные нотки в Вашем голосе: «Положи
немедленно, кому сказала, такой-сякой» - лишь подхлестнут их активность.
Лучше сказать: «Это нож, он острый, поэтому маленьким детям нож брать
нельзя - им можно больно пораниться». Ребёнок усвоит это, как нечто от
него и от нас не зависящее. А когда ему о-о-очень захочется стащить нож,
он осторожно возьмёт его и протянет маме: «На, смотри, я не взял, а просто
отдаю тебе, мама».
- Будьте готовы к тому, что
увлечённый бурной деятельностью ребёнок не сразу услышит Ваши слова.
Терпеливо повторите несколько раз, например, что поварёшка - не игрушка, а
нужная в хозяйстве вещь, и что телевизор может разбиться, если по нему
лупить со всей силы.
- От «запретного» занятия
старайтесь отвлекать ребёнка не менее интересным, но более безопасным
делом. Из кубиков, кстати, получаются красивые пирамидки, из подушек -
отличный домик для зайчика.
- Непоседы - малыши с легковозбудимой
нервной системой. Им особенно необходимы спокойные игры. Не забывайте
читать детям книжки и обсуждать их: «Этот мишка большой. А этот какой? У
волка острые зубки. А у тебя есть зубки?»
- Внимательно отнеситесь к режиму
дня: психика ребёнка нуждается, в полноценном отдыхе. Регулярные, изо дня
в день повторяющиеся ритуалы дают ему ощущение надёжности и спокойствия.
- Постарайтесь, чтобы малыш как
можно меньше смотрел телевизор. Давно доказано, что телевизор пагубно
влияет на нервную систему детей. Устройте эксперимент. Проведите день, не
включая «электронного друга». И вы заметите, что не только ребёнок, но и
вы сами в этот день были более уравновешены и спокойны.
- Попробуйте научить Вашего
непоседу заранее анализировать (насколько это может ребёнок), какие
«акробатические этюды» ему по плечу, а какие опасны. Ведь если мамины руки
всегда рядом, можно, например, спокойно залезть на лестницу, а на самом
верху разжать пальчики: мама всё равно подхватит. Но что будет, если
однажды мама не вовремя отвернётся?
- Смиритесь с разбитыми
коленками. Этого не избежать, если ребёнок в своё время научился не
ходить, а бегать. Не нужно при каждом падении громко вскрикивать и
бросаться на помощь. Лучше просто сказать: «Ничего, бывает. Отряхни ручки,
и давай посмотрим, за что ты зацепился». Часто этого вполне достаточно,
чтобы переключить внимание ребёнка.
Рекомендуемые
препараты компании "Dr.Nona" при гиперактивности у детей:
Программа
лечения
Квартет солей для ванн - принимать ванны. Во
время ванны старайтесь играть с ребёнком. Попробуйте сосредоточить ребёнка на
счёте. Например, положите в ванну несколько детских игрушек и вынимая их по
одной считайте сколько осталось.
Динамический увлажняющий крем - массаж.
Массаж обязательно должна делать мама (желательно применять Су Джок терапию).
Даксин - вместо сладостей (чередуя с
"Чикосином" и "Шокосином").
Чикосин - вместо сладостей (чередуя с
"Даксином" и "Шокосином").
Шокосин - вместо сладостей (чередуя с
"Даксином" и "Чикосином").
Ньюсин - по 1-2 капсулы на ночь (в
зависимости от возраста ребёнка).
Шампунь для повседневного пользования - мойте
голову ребёнку.
Грязевая маска для натруженных ног - накладывайте
ребёнку до колена 2 раза в неделю на 15 минут. Это воздействует на точки
рефлектологии. Вашему ребёнку это будет приятно и он успокоится.